https://www.traditionrolex.com/46

Отделение заочного обучения и дополнительного образования
A
A
C
C
C
Обычный вид
Ярославский Государственный Театральный Институт
имени Фирса Шишигина
Главная » Институт » Отделение заочного обучения и дополнительного образования

Отделение заочного обучения и дополнительного образования

Заведующая отделением заочного обучения и дополнительного образования – Ночевная Надежда Владимировна
e-mail: ygti_zo@mail.ru

Специалист по учебно-методической работе (заочная форма обучения) – Разгулова Надежда Николаевна
e-mail: nn.razgulova@yandex.ru

Специалист по учебно-методической работе (дополнительное образование) – Ефремова Наталья Дмитриевна
e-mail: n.d.efremova@yandex.ru

адрес: Депутатская, 15/43, кабинет № 223; тел. (4852) 30-75-69.


Расписание и КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2022-2023 учебный год см. здесь

Информация для абитуриентов  см. здесь

Перейти на страницу "Программы дополнительного образования"

История развития заочного обучения в Ярославском государственном театральном институте


По исторически сложившейся традиции работа заочного отделения и инновационная деятельность вуза имеют не только видимые точки пересечения, но существуют в прямой зависимости друг от друга, т.е. являются взаимоопределяющими.

Заочное отделение нашего вуза является своеобразной точкой пересечения профессиональных интересов кафедр, отделов и служб, что требует от них готовности к постоянному продуктивному диалогу, позволяющему, с одной стороны, увидеть несомненные достижения вуза, обусловленные его традициями, с другой стороны, активизирует в вузе инновационные процессы.

Становление (1980 - 1990)

В период возникновения и становления заочного обучения вузом решалась главная задача – предоставление возможности получения высшего образования выпускникам Ярославского театрального училища, а также других средних театральных учебных заведений. Так складывалась не только преемственность среднего и высшего театрального образования, но и осуществлялись важные шаги в развитии ярославской театральной школы в контексте сложившейся традиции.

Развитие (1990 – 2000)

В девяностые годы шагнувший в свое второе десятилетие вуз формирует и воплощает новую (целеполагающую) концепцию заочного обучения, которая неразрывно связана с инновационными процессами, вызванными как необходимостью вхождения вуза в новые экономические условия существования, так и задачами развития традиции театрального образования в целом и ярославской театральной школы в частности.

Лидерами инновационного процесса становятся ректор вуза профессор С.С. Клитин и проректор профессор В.С. Шалимов, сформулировавшие концепцию целевой заочной подготовки актеров для театров России. Оригинальность проекта заключалась в возможности обучения актеров без отрыва от работы в театре.

Ведущие педагоги вуза выступили в качестве кураторов обучения заочных актерских курсов при театрах, а творческие лидеры театров взяли на себя художественное руководство обучением.

Программа имела социальную направленность. Обучение актеров в целевых группах для театров не только позволяла обеспечить творческие коллективы актерскими кадрами, но и косвенным образом решала острейшую социальную проблему обеспечения жильем молодых специалистов: набор в целевые группы производился из числа абитуриентов, проживающих по месту нахождения театра. Как правило, расходы на обучению актеров в целевых группах компенсировались субъектами Федерации и органами муниципального управления, что создавало возможность обучения в институте студентов из малообеспеченных семей.

Вуз остался верен и традиции заочного обучения на стационаре. Актерские заочные группы, обучение которых проходит «на территории» вуза, традиционно позволяют решать проблему получения высшего образования для актеров, чьи театры не нашли возможности формирования целевого актерского курса.

День сегодняшний и перспективы

Целевая подготовка кадров для театров России, ставшая для вуза традицией, на современном этапе потребовала более точной направленности, а также необходимости учитывать, что ряд театров в силу сложившихся экономических условий существования не может воспользоваться предлагаемыми образовательными услугами.

Новый инновационный проект, реализуемый в поле деятельности заочного отделения – подготовка кадров для репертуарных муниципальных театров ряда регионов России. Репертуарный театр так называемых «малых» городов России явление феноменальное, не имеющее аналогов в мировой культурной практике. Жизнеспособность такого театра в прямой зависимости от решения кадровой проблемы. «Технологию» решения названной проблемы и предлагает вуз. В качестве отправной точки – предоставление возможности заочного обучения за счет бюджетного финансирования.

План набора на бюджетные заочные места расписан на несколько лет вперед. Организаторы обучения на местах (а в этих случаях это, как правило, административные лидеры театров) изыскивают возможности дополнительного финансирования учебного процесса, что позволяет существенным образом повысить качество образования, расширив предлагаемые образовательные услуги до объема, используемого при очно-заочной (вечерней) форме обучения (а в некоторых случаях – до объема очной формы обучения). О том, что такая форма обучения вовсе не способ позволить театру делать вид, что он является профессиональным репертуарным театром, говорит несомненная творческая состоятельность коллективов, которые уже использовали предлагаемую схему – спектакли Старооскольского театра для детей и молодежи, Рыбинского театра драмы не единожды отмечались на региональных и всероссийских фестивалях.

Инновационные образовательные проекты вуза стали частью его международной деятельности. Идея обучения на заочном отделении наших соотечественников, работающих в русскоязычных театрах стран Балтии, реализовалась в договорах о сотрудничестве по подготовке актеров для Таллиннского Русского театра кукол (Эстония) и Рижского Театра-студии «ОСА» (Латвия). Еще одно направление – подготовка по заочной форме актеров для национальных театров России. В настоящее время оно представлено артистами, подготовленными для театров Республики Коми.

Заочное отделение вуза использует практику составления для каждой учебной группы индивидуальных учебных планов на основе утвержденного типового, что позволяет мобильно реагировать на индивидуальные потребности того или иного театра.

В настоящее время, кроме актерских групп, на заочном отделении ЯГТИ существуют и другие, весьма востребованные направления подготовки. Так, в вузе ведется обучение по направлению «Технология художественного оформления спектакля», и на сегодняшний день состоялось несколько выпусков специалистов, владеющих умениями и навыками в области технологии художественного оформления сцены. Многие выпускники продолжают успешно работать по специальности в театрах разных городов России.

На заочном отделении реализуется также программа высшего образования по специальности «Режиссура театра». К студентам, желающим освоить профессию режиссера вуз предъявляет непременное требование работы в театре с правом постановки спектаклей. В этом и сложность, и большое преимущество наших будущих режиссеров, поскольку уже в процессе обучения они работают с профессиональным творческим коллективом и, следовательно, в финале способны создать постановку, которая может полноценно войти в репертуар представляемого каждым из них театра.

В настоящее время на заочном отделении вуза успешно реализуется и подготовка бакалавров по направлению «Театроведение». Данная область знаний привлекательна для всех, кому интересен театр как особое, самобытное явление культурного процесса. Выпускники вуза работают как в театрах (в том числе на руководящих должностях), так и в сфере массовых коммуникаций, а также, получив первую ученую степень, могут продолжить образование по данному направлению в магистратуре других вузов.

Список театров, с которыми сотрудничает ЯГТИ

География театров, с которыми сотрудничает ЯГТИ, охватывает все регионы России, от Калининграда до Магадана среди них: ГУК Магаданской области «Магаданский государственный музыкальный и драматический театр», ГАУК «Сахалинский театр кукол», ГБУК «Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова», МУ «Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской», ГБУК «Калининградский областной театр юного зрителя «Молодежный», театры городов Центральной России. ЯГТИ также сотрудничает и зарубежными театрами: Государственный русский драматический театр имени Вл. Маяковского (г. Душанбе, Таджикистан), Южно-Казахстанский областной русский драматический театр (г. Шымкент, Казахстан), театр «Общество свободных актеров» (г. Рига, Латвия). За период 2013 -2017 г.г. количество театров, в которых проходят творческую практику студенты ЯГТИ увеличилось с 21 до 34.

Наверх