https://www.traditionrolex.com/46

Фирс Ефимович Шишигин
A
A
C
C
C
Обычный вид
Ярославский Государственный Театральный Институт
имени Фирса Шишигина
Главная » Институт » Фирс Ефимович Шишигин

Фирс Ефимович Шишигин

Шишигин
ФИРС ЕФИМОВИЧ ШИШИГИН
(1908–1985)
Основатель и художественный руководитель
Ярославской театральной школы (1962–1985),
выдающийся режиссер и театральный педагог, народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР.
Ярославский государственный театральный институт
с 2022 года носит имя Фирса Шишигина

Фирс Ефимович Шишигин — основатель театральной школы в Ярославле. По его инициативе в 1962 году было открыто Ярославское среднее театральное училище, в период своей работы выпустившее около 400 артистов драматического театра, в числе которых артисты, составившие славу советского театра, кинематографа и театральной педагогики.

Фирс Ефимович Шишигин единственный в советской театральной провинции талантливо сочетал художественно-постановочную и педагогическую работу, дополняя эти виды деятельности еще и организационно-творческой работой. О нем, как о выдающемся режиссере, художественном руководителе Ярославского театра им. Федора Волкова (1961–1978), написано много. В частности, в 2012 году профессор Ярославского государственного театрального института, историк театра Маргарита Георгиевна Ваняшова опубликовала книгу «Фирс Шишигин: Люблю жить в актере!», в которую вошли очерки, воспоминания и другие тексты о Ф. Е. Шишигине, а также его дневниковые записи. В книге есть и небольшой раздел о театральной педагогике, которая для Фирса Ефимовича была не менее важным делом, чем режиссерская работа в театре.

То, что ключевой фигурой театральной школы является педагог, Ф. Е. Шишигин понимал как никто другой, поскольку сам такой фигурой и был, причем в более крупном масштабе — в качестве художественного руководителя школы в целом. Для него характерна не только практическая деятельность по воспитанию актера, но и стремление теоретически осмыслить сам феномен театральной школы, формирующийся в определенных предлагаемых обстоятельствах, в числе которых важнейшее — наличие яркой и профессионально оснащенной творческой личности, являющейся носителем и «транслятором» школы, то есть обладающей способностями ее передачи своим ученикам.

Для становления школы требуется время. Школа, отмечал Ф. Е. Шишигин, должна опираться на определенные исторические традиции, «иметь свои взгляды и принципы в теоретическом и практическом процессе театральной работы». И если эти «взгляды и принципы не определились, не установились, не дают ответа на вопросы, что хорошо и что плохо в театре вообще и в подготовке кадров в частности, тогда говорить о ярославской театральной школе нет никакого смысла». Так, в год 20-летия Ярославского театрального училища (1982) Ф. Е. Шишигин, по его собственным словам, открыл дверь в «область спора, дискуссии и полемики» о существовании такого театрального и педагогического феномена, как Ярославская театральная школа.

В течение первых двадцати лет жизни театральной школы в Ярославле мечтам и спорам, чему и как учить будущих актеров, нашлось много места. Постепенно к педагогам пришло понимание необходимости собственной учебы, чтобы иметь право воспитывать профессиональных актеров, способных удовлетворить требования театра своего времени. Ф. Е. Шишигиным был сформулирован важный для становления школы вывод: «Успешно звать вперед может лишь тот, кто сам как минимум впереди!».

Большинство педагогов пришли в актерские мастерские буквально со сцены театра. Достаточно быстро стало очевидным то, что актер и театральный педагог — это две разные профессии. Обучая и воспитывая, как пишет Ф. Е. Шишигин, приходилось обучаться и воспитываться самим. Роль Ф. Е. Шишигина в этом процессе трудно переоценить. Каждый понедельник он, как художественный руководитель театрального училища, публично анализировал то, что было сделано педагогами в течение прошедшей недели, и сам проводил открытые (Фирс Ефимович называл их показательными) уроки, на которых присутствовали все учащиеся и преподаватели. Довольно скоро на основе этих показательных уроков возникла творческая лаборатория педагогов, сыгравшая большую роль не только в воспитании театральных педагогов, но и в становлении Ярославской театральной школы в целом. Для Ф. Е. Шишигина творческая лаборатория педагогов стала «рычагом управления для решения творческих задач внутри самого нашего коллектива». Режиссер-педагог формулирует еще одно значимое для формирования педагога Ярославской театральной школы правило — «от нажитой практики к теоретическому ее осмыслению с точки зрения учения Станиславского, и от теоретического осмысления практических результатов к новому периоду живой педагогической практики».

В основной состав лаборатории вошли все штатные педагоги, ведущие занятия по специальным (профилирующим) дисциплинам. Оговаривалось привлече­ние к занятиям в лаборатории и нештатных педагогов вышеназванных дисциплин, несмотря на их занятость в театре (не обязательное участие, но «крайне желательное»). Проблемы, выносимые на лабораторные занятия, предлагались не только художественным руководителем училища, но и педагогами — участниками лаборатории. Ф. Е. Шишигин полагал, что лабораторные коллективные споры, дискуссии должны базироваться на результатах самостоятельных исследований педагогов.

Лаборатория, которую в училище в шутку стали называть «кухней кафедры актерского мастерства», позволила сформировать к началу 70-х годов педагогический коллектив, отличающийся единством творческих взглядов и методических позиций. Работа этой «кухни» во многом и обеспечила становление Ярославской театральной школы не только как творческо-образовательной институции, но и как системы, для которой характерно единство взглядов, общность и преемственность методов обучения.

Ярославская театральная школа рождена в тесной связи с актерской школой Театра им. Ф. Г. Волкова. Ряд артистов этого театра, среди которых ведущие мастера сцены, сформировались на территории школы как яркие театральные педагоги, тем самым проявив особую грань своей творческой личности. Формирование Ярославской театральной школы сыграло свою роль в общем процессе сохранения русской театральной традиции, передающейся от актера-педагога к ученику. Личностное начало в этом процессе значимо, поскольку от учителя к ученику передается не только «техника», то есть ремесло, но и понимание учителем самого феномена театра, миссии служения театральному искусству.

Народный артист СССР Сергей Константинович Тихонов, на развитие педагогического таланта которого несомненно повлияла «кухня кафедры мастерства актера», вспоминая годы педагогической работы с Ф. Е. Шишигиным, отмечал присущие индивидуальности художественного руководителя Ярославской театральной школы дух коллективизма и принцип студийности, ставшие духовной атмосферой училища. С. К. Тихонов называет творческую лабораторию найденным Ф. Е. Шишигиным «ходом» к профессионально-нравственному воспитанию будущих педагогов. Сергей Константинович отмечает и ключевую роль Ф. Е. Шишигина в развитии школы: «Творческая жизнь среднего учебного заведения, основанного Ф. Е. Шишигиным, была настолько интересна, что привлекла к нему внимание ведущих театральных педагогов столицы, и в 1980 году училище в Ярославле стало высшим театральным учебным заведением».

Ф. Е. Шишигин утверждал, что «не обучение “на актера”, а воспитание творца — задача, к которой должны стремиться педагоги». Понимая значимость овладения профессиональными умениями и навыками, Ф. Е. Шишигин, талантливый театральный практик и не менее талантливый театральный педагог, концептуально заявляющий себя последователем школы К. С. Станиславского, не ограничивал себя рамками ремесла, призывал театральных педагогов идти за ним по пути постижения практических способов преподавания искусства. Школа Ф. Е. Шишигина принадлежит не только прошлому, но может быть использована и в современной театральной педагогике.

Усилиями Ф. Е. Шишигина в Ярославле возник первый в провинциальной России театральный институт, существующий автономно и в то же время в тесной связи с Театром им. Федора Волкова, а не на правах факультета при консерватории или институте искусств. Важно отметить, что с образованием на базе училища в 1980 году театрального вуза не происходит разрыва в преемственности сложившейся педагогической традиции (школы). Во многом это обеспечено тем, что Ф. Е. Шишигин становится художественным руководителем вуза, первый ректор которого, Станислав Сергеевич Клитин, сумел по достоинству оценить и педагогический талант Ф. Е. Шишигина, и его роль в становлении и развитии Ярославской театральной школы. Творческая лаборатория педагогов продолжает работать и в вузе, сплавляя в единое школьное целое существенно обновленный С. С. Клитиным педагогический коллектив. Сохраняется и шишигинская стратегия формирования коллектива школы как коллектива творческих единомышленников. Жизнедеятельность лаборатории, ее огромная роль в формировании Ярославской театральной школы были обеспечены незаурядным педагогическим талантом Ф. Е. Шишигина, масштабом его личности. Работа лаборатории оборвалась с уходом Фирса Ефимовича Шишигина из жизни в 1985 году.

В своем «Слове о Ярославской театральной школе», которое можно прочесть и в книге Ф. Е. Шишигина «Беседы о режиссуре: Основы режиссуры для будущих актеров», Фирс Ефимович ярко пишет о деле всей своей жизни, отчетливо понимая, что сделано и как много еще предстоит сделать, чтобы творческий вуз в Ярославле на новом уровне успешно продолжил путь театрального училища.

Ярославская театральная школа сложилась и развивается благодаря уникальному вкладу в ее деятельность Фирса Ефимовича Шишигина, творческому и методическому потенциалу ее педагогов, художественных лидеров, своим подвижническим трудом обеспечивающих как в прошлом, так и в настоящем высокий уровень школы.

Ирина Азеева

Наверх