A
A
C
C
C
Обычный вид
Меню
ЯГТИ Ярославский Государственный Театральный Институт
Rus | Eng
Версия для слабовидящих

Адрес ЯГТИ
150000, Ярославль,
ул. Депутатская, 15/43

проезд от вокзала «Ярославль-Главный»троллейбусом №5 до остановки «площадь Богоявления» (или другим видом транспорта) или троллейбусом №1  до остановки «площадь Волкова»   месторасположение вуза на карте Ярославля см. здесь»

Касса Учебного театра:
(4852) 30-41-89

Приемная ректора:
(4852) 72-81-11

E-mail:
admin@theatrins-yar.ru
ygti@rambler.ru

 
Главная » Новости » 2018 г. » Любовь, кровь и… куклы!

Любовь, кровь и… куклы!

18.03.2018

Синтез гротескности с тонким психологизмом уже является маркой дипломных спектаклей  кафедры театра кукол ЯГТИ. Вот и сейчас в премьерном концерте «Мастерская. Inside» IV курса Наталии Хабариной и Виталия Новика выяснение отношений артисток за балетным станком или любовников со шпагой в руках, психоделическая акробатика спящего клоуна, старушка-жонглер и экзистенциальные страдания гномов над телами толпы разнокалиберных принцев и одной красавицы – всё это способно вывести современного зрителя  из привычной  для него зоны комфорта, даже с учетом ярославского театрального контекста.

Название концерта обусловлено его идеей показать процесс формирования актерского мастерства у студента-кукольника ярославской театральной школы.

Так, главным инструментом кукольника являются руки. Настройке этого инструмента уделяется большое внимание на начальном периоде обучения: синхронность, мелкая моторика и ритмичность следования кистей рук за капризами музыкальных мелодий - и рождается образ. В концерте представлены два номера в этой технике: импрессионистская фантазия на музыку К. Дебюсси «Танцующий снег» (Надежда Куклина, Алексей Горбунов, Анастасия Бабиченко) и tango nuevo А. Пьяццоло «Забвение» (Надежды Прошина).

Появление кукол на сцене знаменует следующий этап в становлении артиста-кукольника. Особенностью же концертного решения номеров стал показ различных способов взаимодействия актера и куклы как равноправных участников представления. Так практически весь мужской состав курса служит не только живой ширмой в крымско-татарском танце «Хайтарма», но и эффектно оттеняет трех грациозных «тростевых» солисток Надежды Куклиной, Ксении Львовой и Екатерины Филипповой. В томном танго яркие кукольные образы становятся своеобразными аlter еgo романтического флирта «кукловодов» Анастасии Бабиченко и Олега Царева. А Екатерина Филиппова, вновь появившаяся на площадке уже в тантамареске «Мэрилин», вообще слилась со своей героиней, создав тем самым блестящий и трогательный образ «игрушечной» звезды  эстрады. 

Калейдоскоп человеческих взаимоотношений и мировоззрений разворачивается в номерах раздела «эксцентрики». Здесь акцент делается уже на взаимодействии с партнером. Поэтому большинство работ оказались динамичными и чувственными. Амбициозные балерины в исполнении Екатерины Филипповой и Надежды Куклиной превращают классический танец в драку, а герои-любовники Василия Куралева и Анастасии Бабиченко выясняют отношения в акробатическом этюде, который, наоборот, смотрится как танец отрешенной нежности с его стороны и детской бравады - с её. И совсем иное настроение в номере «Сон». Здесь маленький клоун Влада Рябцева, засыпая, попадает в страну чудес, где качается на лунных качелях и встречает розового слона из поролоновых облаков. Здесь он оказывается абсолютно свободным, в том числе и от земного притяжения.

Но элегическая нежность лилового сна с розовым слоном сменяется бодрой «Прогулкой» бабушки (Василий Терендюшкин) с внучкой (Екатерина Филиппова). Капризная и избалованная девочка в очках и на самокате оказывается «побеждена» изобретательной на развлечения пожилой дамой. Её жонглирование веером, мячиками и сумкой усыпляет гиперактивного ребенка и вызывает вполне заслуженное восхищение зрителей. Не случайно техника исполнения и эмоциональная заразительность этого номера в 2017 году были отмечены сразу двумя призами на  конкурсе «Театр в движении», проходившем в Театральном институте им. М. Щукина (Москва). Тогда ярославские «кукольники» взяли Гран-при и приз зрительских симпатий!

Кстати сказать, Василий Терендюшкин уже в образе «кукольного» профессора-театрала Яна Яныча Заширмского - своеобразный конферансье этого концерта. Словно повзрослевший и облезший брюсовский «юноша бледный со взором горящим» он мечется между зрительным залом и сценой, жалкий и карикатурный. И в его интеллигентской неприкаянности нет ничего трогательного: рассуждения о театре банальны, а «актерские» импровизации отдают дилетантизмом.  Глядя на него, тем не менее, понимаешь, что острый глаз актера-кукольника не только видит зрителя в зале, но видит насквозь. Так что, коллеги-критики, будьте предельно осторожны с актерами-ярославцами, ибо их «месть»…смешна.

Финал концерта – каскад шпажных и кулачных вариаций сценического боя. О высоком уровне этих номеров говорит признание их на столичных конкурсах: «Спящая красавица» - приз зрительских симпатий   «Театра в движении» (ТИ им. Щукина, 2016) и «Dance Macabre - пляска смерти»  -     приз за Лучший номер Всероссийской лаборатории педагогов по сценическому фехтованию («Серебряная шпага» (РАТИ ГИТИС, 2017).

За легкими концертными эскападами и акробатическими фляками  подкалывающих и прокалывающих друг друга в сценических поединках артистов не чувствуется тяжесть груза учения репетиционных страданий. И только уже через какое-то время после спектакля понимаешь и оцениваешь, что в групповых сценах боев занят практически весь курс, а его мужской состав практически не уходит со сцены. А ведь каждый из этих номеров - это и особая техника, и собственные темпоритм, система образов, концепция, наконец… А актеры, феерично перепрыгивая из номера в номер и буквально налету меняя костюмы, создают иллюзию легкости и беззаботности. Здесь тема жизни как игры - основная для этого концерта, - достигает кульминации, становясь темой игры со смертью. И в каскадах «шекспировской» риторики фраз и шпаг вдруг начинают отчетливым контрапунктом звучать тема трагического одиночества человека в мире. И открываешь для себя второй смысл этих «веселых» номеров: в битве честолюбий нет победителей. Потому в отчаянии и кричат гномы-хранители (Василий Терендюшкин (опять!) и Роман Болтаев) над трупами играючи перебивших друг друга принцев-однокурсников: «Мы отсюда никогда не уйдем!». Ведь неисправим (что печалит), и неистребим (что радует) человек… Но это уже  «послевкусие» от увиденного. Сразу же после концерта хочется и смеяться, и плакать одновременно. Вполне адекватная реакция на столь неоднозначное, но трогательное представление. Так что поздравляю вас, господа студенты и их художественные руководители: опять успех!

 В.А. Лётин, кандидат культурологии, доцент кафедры общих гуманитарных наук и театроведения