[gallery]
A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
На главную
Карта сайта ЯГПИ
Написать в ЯГПИ
      

Адрес ЯГТИ
150000, Ярославль,
ул. Депутатская, 15/43

проезд от вокзала «Ярославль-Главный»троллейбусом №5 до остановки «площадь Богоявления» (или другим видом транспорта) или троллейбусом №1  до остановки «площадь Волкова»   месторасположение вуза на карте Ярославля см. здесь»

Касса Учебного театра:
(4852) 30-41-89

Приемная ректора:
(4852) 72-81-11

E-mail:
admin@theatrins-yar.ru
ygti@rambler.ru

Главная » Новости » 2017 г. » Петрушка и его братья

Петрушка и его братья

26.04.2017

Автор текста - Дарья Тенишева, студентка IV курса театроведов Ярославского государственного театрального института

24-26 апреля в рамках фестиваля «Будущее театральной России» в стенах Ярославского театрального института прошел трехдневный практический мастер-класс для студентов кукольников, который проводил Анатолий Архипов – Лауреат различных международных фестивалей, известный на всю Россию кукольник-петрушечник, актер и режиссер. Руководитель театра «Тут и Там», художественный руководитель Центра возрождения народной культуры «Петрушкина слобода» - театрального центра и школы ремесел (Мытищи).

Мы пообщались со студентами III курса артистов театра кукол – Василием Терендюшкиным и Надеждой Прошиной (художественный руководитель – Н. Е. Хабарина) и выяснили, что нового, полезного и интересного они узнали за эти три дня.

 

Д.Т. - Ребята, расскажите, чем вы занимались на мастер-классе?

В.Т. - В первый день мы слушали лекцию Анатолия Николаевича. Он рассказал историю создания Петрушки. Мы говорили, какие есть виды Петрушки в других странах. Познакомились с персонажем английского народного театра Панчем, с героем итальянской комедии дель арте Пульчинеллой, с комическим персонажем немецкого национального театра Кашперле или Кашперль.

Н.П. - Он рассказывал о том, что по архетипу Петрушка - трикстер, поэтому он наделен чертами плута, озорника. Что главная задача Петрушки – провоцировать. Анатолий Николаевич рассказал нам интересные сюжеты. Например, когда жена Панча - Джуди приносит ему детей, он бросает их в мясорубку, и как из них на глазах у публики получаются длинные, красные сосиски.

В.Т. - Есть сюжет, когда Панч кидает в мясорубку полицейского – и из него получаются черные сосиски. Анатолий Николаевич даже описал случай, когда английский панчмен выступал в России и, как раз, показывал этот сюжет, то одна учительница встала прямо во время действия и закричала: «Что вы делаете? Как такое можно показывать детям!». Все дело в том, что для европейской культуры это нормально. Во всех странах аналог Петрушки живет, как и жил. А в нашей стране традиция оказалась утрачена, поэтому публика не всегда оказывается подготовленной.

Н. П. - Я попробовала взять Петрушку у Анатолия Николаевича. Конечно, я немного смутилась и начала суетиться на сцене, а кукла не может суетиться, даже Петрушка. Движения куклы всегда должны быть точными, выверенными. А Петрушка обладает бешеным темпоритмом. Он агрессивен, резок, изломан по своей природе. И, я сделала для себя вывод, что женщина не может водить Петрушку. Во-первых, у нас нет такого чувства юмора, как у мужчин. А, во-вторых, Петрушка – дерзкий, даже где-то жестокий, а женщины более нежные.

Д.Т. - Первый день получился вводным. Далее, вы перешли от теории к практике?

В.Т. - Во второй день мастер-класса Анатолий Николаевич показывал нам со своим Петрушкой этюды как раз на сюжеты, о которых он говорил.

Н.П. - Затем, мы смотрели видео-спектакли Бруно Леоне, где действовали Пульчинелла и Панч.  

В.Т. - После, уже занимались практической частью – мы сами делали пищик. Это специальный инструмент, при помощи которого Петрушка говорит писклявым голосом. Анатолий Николаевич рассказал, как с ним работать, как им владеть, какие материалы он использует для его создания.

Н.П. - В конце занятий мы получили домашнее задание – приготовить этюд с куклами (шариковыми или перчаточными). Главное, чтобы куклы существовали в разных ритмах.

Д.Т. - Можно чуть подробнее объяснить, что это значит?

Н.П. - Сначала действует одна кукла – у нее один темпоритм. Затем, работает вторая кукла, у нее другой темпоритм.

В.Т. - Был один нюанс, о котором говорил Анатолий Николаевич. Когда действие переходит ко второй кукле, то первая не замирает и не останавливается полностью. Если кукла замирает – считайте, она умерла и прекратила свое существование в спектакле. Кукла, которая не в действии все равно существует, но уже не активно работает, а медленно наблюдает, что делает первая кукла.

Н.П. - Главное, чтобы та кукла, которая работает медленнее, не отвлекала внимание зрителя от той, которая сейчас действует.


Д.Т. - Сюжет для ваших этюдов вы выбирали из тех, что были предложены Анатолием Николаевичем?

В.Т. - На самом деле, главной задачей было не углубляться в сюжет, а сделать упор на технику. Главное, сохранить ритм кукол.

Д.Т. - Анатолий Николаевич большое внимание уделяет процессу изготовления куклы. Что вы думаете по этому поводу?

В.Т. - Он много говорил по этому поводу. Его главный посыл был именно в том, чтобы кукольник сам делал свою куклу. Тем более, кукольник-петрушечник.

Н.П. - Твоя кукла – твоя энергетика. Между тобой и куклой все равно есть некое взаимопонимание. Как ты свою куклу сделаешь, как ты с ней обращаешься и на этапе изготовления, и во время репетиций – так она себя и ведет. Анатолий Николаевич рассказывал про себя историю о том, как он после спектакля забыл одну из кукол повестить на свое место в чемоданчике. На следующем спектакле она его не слушалась, и, в итоге, выпала из рук прямо во время действия.

В.Т. - Анатолий Николаевич много говорил про энергетику, про энергетику используемых материалов для изготовления куклы, которые тоже играют важную роль. Я задал ему вопрос – можно ли сделать куклу из пластмассы? Просто у меня давно зрела идея, чтобы делать кукол из пластика. Но, он ответил, что пластик – это мертвый материал. Все куклы делаются из дерева. Дерево – оно живое, пластичное. Например, петрушечники делают кукол из липы. То есть, изначально кукла наделена живой энергией дерева, а, затем, ты вкладываешь в нее часть своей души.

Д.Т. - Как прошел показ самостоятельных этюдов?

В.Т. - Многие ребята ударились в сюжет. Главным замечанием было обилие текста. Так, кукла оказалась на втором плане. А в театре кукол спектакль построен главным образом на пластике, на языке движения, нежели слова. Но, мы учли все замечания мастера.

Д.Т. - Василий, последнее время ты занимался феноменом Петрушки, показывал ли ты Анатолию Николаевичу своего Петрушку?

В.Т. - У меня есть свой Петрушка, есть лошадь, которую я для него сделал. Да, я показал свой этюд. Но, есть один момент. У Анатолия Николаевича все куклы и Петрушка сделаны из липы, а мой Петрушка сделан из папье-маше. Как говорила Надя, Петрушка - агрессивный, жесткий, может и головой побиться, может и сам кого побить, иногда его бьют. Так, Петрушка из папье-маше недолго проиграет в спектакле, да и звук от папье-маше не такой интересный, чем от дерева. Анатолий Николаевич пригласил меня к себе в «Петрушкину слободу». Я с удовольствием к нему поеду, где сделаю нового Петрушку из дерева. Надеюсь, что он доверит мне свои секреты, которые не успел открыть в этот раз. Хотя, очень много мы получили за эти три дня. Раньше, артисты-петрушечники не передавали свое ремесло, кому попало, а то, что он нам рассказа и показал – просто удивительно!

    

Д.Т. - Завершая наш разговор, хотелось бы спросить, какими на ваш взгляд качествами должен обладать современный актер театра кукол? Или, наоборот, не обладать?

Н.П. - Кукольник должен все свои мысли, чувства передавать через куклу, поэтому он должен обладать мощной энергетикой и безупречной техникой. И, безусловно, верить в чудеса!

В.Т. - Мне кажется, он должен работать не только над техникой, но и уделять особое внимание сценической речи. Когда я поработал с пищиком, то заметил, что очень сложно проговаривать текст четко, особенно такие звуки, как «л», «н». Над этим надо много работать. И, конечно, артист театра кукол не должен быть ленивым! Впрочем, как и любой артист. Надо постоянно работать над собой, тогда можно достичь больших результатов. Работать, работать и работать!

Лицензия от 17.06.2016 г. № 2203, выданная Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно
©2010 Ярославский Государственный Театральный Институт