[gallery]
A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
На главную
Карта сайта ЯГПИ
Написать в ЯГПИ
      

Адрес ЯГТИ
150000, Ярославль,
ул. Депутатская, 15/43

проезд от вокзала «Ярославль-Главный»троллейбусом №5 до остановки «площадь Богоявления» (или другим видом транспорта) или троллейбусом №1  до остановки «площадь Волкова»   месторасположение вуза на карте Ярославля см. здесь»

Касса Учебного театра:
(4852) 30-41-89

Приемная ректора:
(4852) 72-81-11

E-mail:
admin@theatrins-yar.ru
ygti@rambler.ru

Выборы ректора - 2017 » Новости » 2017 г. » Да здравствует ПРАВОЕ полушарие или...

Да здравствует ПРАВОЕ полушарие или...

05.04.2017

Да здравствует ПРАВОЕ полушарие или «Почему люди не летают» на сцене Учебного театра ЯГТИ

Автор текста - Вячеслав Лётин, кандидат культурологи, доцент кафедры общих гуманитарных наук и театроведения ЯГТИ

После полуторагодовой подготовки III курс актеров театра кукол представил на сцене Учебного театра ЯГТИ вниманию зрителя спектакль «Почему люди не летают». Спектакль для ярославского пространства более чем не обычный по форме и, как оказалось, по содержанию. С формой все просто – это театр теней. Что для ярославской сцены является едва ли не экстраординарным явлением, поскольку это первый и во многом уникальный опыт, а вот содержательный план удивил своей простотой и…чистотой. Согласитесь, что для современной, особенно ярославской сцены, спектакль, в котором герои не орут истошно и надрывно, не стаскивают со своих субтильных тел одежку, готовясь к…творческому процессу, не имитируют совокупление, на сцене редкость.

Фото Вячеслава Лётина.Фото Вячеслава Лётина.

Как и подобает в заявленном творцами этого произведения искусства жанре - философской притче – здесь все предельно прозрачно. Буквально с неба на землю прилетает некто. Этому существу - синий силуэт мужчины в шляпе с острым носом и крылышками за спиной - предстоит стать героем спектакля. Назовем его «Человек-птица». И попадает этот «он» в пространство города с оазисом парка, вокруг которого мчится на бешеной скорости урбанистическая реальность: автомобили, высотки, линии электропередач, фонари и… люди. Темные силуэты, движущиеся вереницей по замкнутому кругу орбит своих повседневных жизней. Зацикленность этого пространства подтверждается повторяющимися силуэтами и ритмами «декораций». Но Человек-птица идет-живет вопреки автостраде и «очереди». Он нарушает привычный уличный ритм и разрушает инерцию движения встречаемых в городском пространстве людей. С детским любопытством он наблюдает за «землянами», уставшими от семейных забот, скучной работы, бессмысленной учебы, творческой нереализованности. Легким касанием он пробуждает в них самые что ни на есть романтические мечты: замотанная домохозяйка (Е. Пальянова), автоматически развешивающая бельё, целующая мужа, убаюкивающая ребенка, открывает для себя мир гармонии и покоя в ассоциативно-тибетском космосе: зыбкие мандалы, акварельные цветовые пятна «стихий», души-сияния, ждущие воплощения. Но «появившиеся» еще две пары рук (театр кукол может все!) она использует …для того чтобы лишь ускорить свои «супружеские» обязанности: стирка, целование уходящего на работу мужа, укачивание ребенка…

Фото Вячеслава Лётина.Фото Вячеслава Лётина.

Оглушенная телефонными звонками офисная сотрудница (А. Бабиченко) буквально вскипает, пуская пар (театр кукол может все!) и «просыпается» в мире природы: лес, река, отражения облаков и …руки возлюбленного.

Озверевшая от самой себя «тетка с сумками» (Н. Куклина), долгая жизнь которой сплошное короткое замыкание, попадает в «естественную» для себя среду: джунгли, змеи, тотемы и… можно бегать и орать, сливаясь в экстазе с диким, диким миром, пока тебя не съест удав.
Уставший аниматор (В. Терендюшкин) очень убедительно отправляется на детский праздник, как на корриду. А студенту (С. Сергеев), наверное, историку, снится не «правильный» Египет из учебника, а пустыня с бесконечными караванами верблюдов…

Вот, собственно, и весь сюжет, не считая финала. Но в этом спектакле сюжет лаконичный, остроумный, концептуальный – не главное. Он канва, на которую создатели спектакля нанизывают весьма замысловатый рисунок преображенной средствами выразительности театра теней реальности. Художник спектакля  Ксения Земская, студентка этого же курса, создает две контрастных части мироздания. Городскую – черно-белую, построенную на четких графических ритмах, агрессивных углах и пересечений прямых. И мир видений, строящийся на размытости цвета, на сложных переходах-перетеканиях оттенков, пульсации света, трепете фактур. Благодаря чему и рождаются красочные, ассоциативные, а потому притягательные и неуловимые (разумом) видения тибетского просветления, идиллической Румынии, брутальной корриды, дебрей Амазонки, долгой дороги по барханам…

Миры, замкнутые в душах персонажей, раскрываемые для них Человеком-птицей и  художником К. Земской, оказываются ими же самими невостребованными. Они не становятся мечтой–целью и/или образом жизни. Они, увы, остаются снами. И ответ на поставленный в названии спектакля прост: Не летают, потому что не хотят». Ведь полет, даже не метафорически, связан с воображением, раскрытием творческих способностей, ассоциативным мышлением. Словом всем тем, что аккумулирует правое полушарие человеческого мозга. И место этому остается в нашей черно-белой реальности только во сне.

Фото Вячеслава Лётина.

Но спектакль не пессимистичен. Человек-птица находит-таки единомышленника. Или тот находит Человека-птицу. Отчаявшийся взлететь, посеревший, словно заразившийся «нашей» скукой герой сидит на земле в парке, под дождем. Но вот дождь проходит и появляется дворник, наивный и настороженный (в исполнении Г. Чернова) и испуганный (в исполнении А. Горбунова). Он небрит, неказист, с характерным восточным акцентом. И… раздается телефонный звонок. Нехарактерный! Звонок из… восточной сказки, с куполами мечетей и медресе, с мудрыми старцами и внимательными учениками. Сказки, так и не ставшей былью для этого дворника: вырос, но не выучился и живет не во дворце… Но сказкой, в которую до сих пор верит и он, и звонящая ему мать. А в кармане дворника живет – птица! И эта птица огромной тенью (театр кукол может все!) воспаряет над зрительным залом, и за ней начинают тянуться, вдруг посмотревшие на небо персонажи спектакля, нарушив-таки привычную для себя орбиту повседневности.

На этом чувстве желания полета спектакль и кончается. Естественно, что после такого насыщенного эмоциональными образами зрелища не стоит ждать бурных аплодисментов (хотя они вполне заслуженны!), более того, чем тише атмосфера в зале после спектакля, тем более эффективно он прошел, так цель его напомнить современному человеку о Гармонии, которая всегда с тобой. О возможности жить - видеть, слышать и осязать…

Так дебютировали не только студенты третьекурсники, но и их художественные руководители, выступившие в качестве режиссеров (со-режиссеров) этого спектакля, НАТАЛЬЯ ХАБАРИНА и ВИТАЛИЙ НОВИК. Удачного полета вам, люди-птицы!

P.S. Жаль, что в спектакле не было дракона. Ведь театр кукол может все? 

Фото Вячеслава Лётина.

Лицензия от 17.06.2016 г. № 2203, выданная Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно
©2010 Ярославский Государственный Театральный Институт